Каким мы представляем себе идеальный винчестер? Уверен, что большинство ответит примерно так: чтобы был быстрым, тихим, холодным и надежным. В общем, несбыточная мечта. А ведь было время, когда она была настолько близко, что ее можно было подержать в руках. Далекий 2000-й год. После неудач с Quantum CX, доверие пользователей к современным винтам было окончательно подорвано. Вот тут на сцене и появилась серия Fujitsu MPG. По сравнению с аналогами от Quantum и Seagate, эти винты отличались немного завышенной стоимостью, впрочем как и еще один грандиозный хит того времени - IBM DTLA. Но, будучи быстрыми, не очень громкими и относительно холодными, эти винты быстро завоевали симпатии пользователей. Незадолго до этого у фирмы было несколько очень удачных разработок в винчестеростроении, и слухи о легендарной надежности их накопителей были известны уже всем. И хотя в Россию Фуджиков было завезено относительно немного, нашлись счастливчики, которые приобрели этот девайс, и были уверены, что наконец-то их мечта об идеальном накопителе сбылась. А когда началось массовое падение «дятлов», вера пользователей в Fujitsu вдвойне окрепла и несмотря ни на что, их винты продолжали нормально работать. Довольны были и работники сервиса: серьезных поломок у этих винтов не было, и ремонтники долгое время были избавлены от геморроя, связанного с изучением их секретов, так как Fujitsu всегда отличалась оригинальностью решений. Тем не менее, даже невооруженным глазом было видно, насколько совершенными были эти изделия: небольшое количество микросхем, удачное расположение разъема, соединяющего плату с гермоблоком (в отличие от «дятлов»), и фантастически ровный график чтения. В дальнейшем выяснилось, что эти винты - единственные в своем классе, у которых в заводском дефект-листе могло не быть не одного скрытого дефекта. И это при том, что у «дятлов» их было по нескольку тысяч! Но все хорошее рано или поздно заканчивается, а мечтам свойственно разбиваться о суровую действительность. Так было и в этот раз - покупая красивые коробочки с Фуджиками, никто не мог предположить, что уже взведен часовой механизм бомбы, а эти винты обречены на гибель, неизбежную, как сама судьба. И владельцам этих дисков, в один день потерявшим все - и винт, и информацию, и доверие к этой фирме, еще не раз пришлось пожалеть о своей некогда любимой покупке - весной 2002-го года количество брака по винтам серии MPG превзошло все мыслимые пределы, оставив далеко позади своих «конкурентов». И несмотря на то, что фирма Fujitsu официально признала свои ошибки, многие детали происшедшего так и остались нераскрытыми, в том числе и самая главная из них v истинная причина отказов. Поэтому сейчас мы совершим путешествие во времени, ровно на один год назад, когда большая часть этих винтов была еще живой. И посмотрим на историю их гибели новым взглядом: как со стороны простого пользователя, так и со стороны ремонтника хардов - ведь начало этой эпопеи было настолько странным и запутанным, что способствовало замедленной реакции общества на эту проблему - в отличие от «дятлов», эти винты все время продолжали хвалить, покупая их до тех пор, пока- не закончились их запасы на складах. А потом была их массовая и нелепая смерть, были обсуждения в форумах, а информация, раскопаная профессионалами вдруг стала «закрытой», что и породило вымыслы, многие из которых не имели ничего общего с реальным положением дел. И никогда бы не появилась бы эта статья, если бы её автор, проснувшись в одно прекрасное утро, и включив свой комп, не стал свидетелем того, что уже пережили сотни пользователей и переживают до сих пор - машина отказалась грузиться, в упор не видя жесткого диска. Да, да, именно винт этой многострадальной серии, дохлый, но единственный и с важными файлами, стал поводом для исследования их проблем, что впоследствии привело к его успешному ремонту и спасению информации.
Ремонт компьютера
Сообщений 1 страница 6 из 6
Поделиться22008-09-02 15:36:16
1. Пользователи Первые глюки у этих хардов появились примерно через год после покупки, осенью 2001-го. Поначалу никто не предавал этому значение v слишком уж необычными были их проявления: в случайные моменты времени винт «исчезал» из системы, неуверенно определялся в BIOS, а потом снова появлялся. Часто такое случалось прямо в Windows, что приводило зависанию системы при попытке обращения к диску. Но через некоторое время винт снова вел себя нормально, и это забывалось. Никому и в голову не могло прийти то, что виноват именно винчестер, и поначалу юзеры переводили стрелки на плохие контакты в шлейфах, глюки мастдая и собственную неаккуратность. Вскоре, однако выяснилась и другая неприятная особенность - некоторые винты начинали громко щелкать при копировании файлов, что приводило к повреждению маленькой черной микросхемки с надписью HA13627 - она «взрывалась» от перегрева, так как, несмотря на ее температуру в 80-100 гр.ц. на ней почему-то не было радиатора. При этом винт, естественно, умирал. И даже после этого никто не верил, что эти накопители плохие. Было пролито много слез по невинно загубленым, из-за неправильного питания девайсинам - таким было не только общепринятое мнение, но и заключение фирменных сервис-центров. Поменяв блок питания, нередко покупали и точно такой же винт: людям свойственно верить в лучшее, а оно было где-то рядом, как синяя птица- И даже уход Fujitsu с рынка настольных систем не стал поводом для беспокойства. Но радость продавцов, не принимающих по гарантии винты с тепловыми повреждениями, была недолгой. Прошло совсем немного времени, и гарантийные отделы были переполнены этими винтами, в идеальном внешнем состоянии, но увы, не работающими. Однако, в отличие от предыдущей волны брака, здесь уже стала прослеживаться некоторая закономерность: большинство мертвых хардов было именно серии AT, на 5400 об/мин. Эти накопители имели общую неисправность - не определялись в BIOS вобще, или выводили «крякозябрики» вместо названия модели при автодетекте. Вскоре выяснилась и причина такого их поведения v фирма Fujitsu официально признала, что ранние винты AT-серий имели серьезную ошибку в микропрограмме, приводящую к такому потрясающему эффекту - винт забывал про размеры логов ошибок, а затем, при их переполнении, затирал другие жизненно важные модули служебки. И включеный SMART, периодически обновлявший свои таблицы, этому сильно способствовал. Более быстроходные собратья серии AH, на 7200 об/мин имели совершенно другой микрокод, и были лишены этих недостатков. А для винтов-неудачников фирмой был выпущен патч, обновляющий глючную прошивку версии 80B5, до вполне нормальной 80C2, скачать которую можно здесь: ftp://195.209.232.10/pub/firmware Итак, если ваш винт серии MPG3xxxAT, т.е. на 5400 об/мин, посмотрите внимательно на большую наклейку на гермоблоке, на ту самую, где написано слово «FUJITSU». В самой нижней ее части имеется строчка, которая выглядит примерно так: CA9-80B5. Первая цифра означает месяц изготовления (декабрь), а остальное v это и есть версия микропрограммы. И если она не 80C2, то крайне желательно обновить ее и при этом проблемы с автодетектом могут исчезнуть, а винт - вернуться к нормальному состоянию. Как же ошибались пользователи, которые восприняли инцидент с прошивкой как очередную нелепую случайность! С кем не бывает - говорили они, ведь у тех же «дятлов» были похожие проблемы. Но через некоторое время Фуджики снова стали сыпаться, причем уже все, без разбора. И каждый такой винт был несчастен по своему: одни щелкали во время работы, другие завешивали систему, третьи покрывались жуткими бэдами, а были и такие экземпляры, у которых переставала работать функция записи. И шутки про 20-гигабайтный компакт диск «с защитой от вирусов», хоть и имели место в форумах, ничего кроме слез у владельцев таких хардов, не вызывали. Однако, российские умельцы никогда не сдаются, вскоре были изобретены различные «народные» способы снятия инфы с умерших девайсов - от засовывания в холодильник, до прогрева на электроплите, и это действительно помогало! Вообще, в этой истории было много мистических моментов. Как например объяснить то, что половина всех хардов начинала нормально работать после «отлеживания» в течении нескольких дней? А иногда помогали даже пляски с бубном вокруг винта, и шаманские заклинания - после этого винт спокойно позволял слить с себя инфу и вновь впадал в ступор. То, что эта серия бракованая, никто уже не сомневался, вопрос был в другом: где и как починить их, чтобы хотя бы спасти свою информацию? Вот тут за дело и взялись ремонтники, как профессиональные, так и не очень, из числа «продвинутых» пользователей.
Поделиться32008-09-02 15:36:40
2. Ремонтники «У этих винтов дохнет электроника» - такой вердикт был вынесен многими специалистами всего мира, что было в принципе, верно. «А значит, нужно просто поменять плату, и все будет о'кей» - решили простые пользователи: ведь на всех без исключения Quantum-ах этот метод проходил на ура, а значит, вполне логичным было желание сделать это и на Fujitsu. Десятки несчастных людей устремились на рынки к скупщикам барахла, чтоб купить второй такой же винт, и наконец получить свою инфу. Вот тут их и ждал первый удар - переставленые с живых винтов платы работали далеко не всегда. Причина была в том, что у винтов Fujitsu MPG, в отличие от Quantum-ов, существует очень много разновидностей прошивок ПЗУ. Их было 25 видов, и если версия ПЗУ на плате не совпадала с тем, что было в служебной зоне на блинах - винт на готовность не выходил. Поэтому приходилось подбирать платы от живых винтов с той же версией прошивки, что и у погибшего. И все равно, процент спасенных накопителей был очень небольшим - даже такой подбор плат помогал не всегда. Например, на многих экземплярах серии AT, после замены платы на чужую, винт начинал так громко стучать головками, что его тут же с ужасом выключали, опасаясь повреждений механики. Был даже распространен слух, что фирма специально сделала привязку плат к серийному номеру гермоблока, чтобы их не меняли. Но все оказалось намного проще - часть партии младших моделей AT серии, на 10 и 20 Гб была изготовлена на дешевом оборудовании с более низкой точностью механики, что заставило разработчиков разместить в ПЗУ адаптивные настройки - уникальные для каждой «банки» числовые переменные, учитывающие разброс серворазметки блинов. По сервометкам головки следят за дорожкой, и если адаптивы были «чужие» - винт не мог выполнить рекалибровку и срывался в стук. Поэтому способ с перестановкой платы этим винтам не помогал, и даже мог привести к физической поломке гермоблока. Но была и третья категория мертвых винтов - которые не определялись в BIOS даже после замены платы с соблюдением всех правил. Причиной этого было разрушение служебной информации на блинах, и происходило это из-за неполадок в электронике. Как известно, служебная зона любого HDD состоит из нескольких модулей, каждый из которых отвечает за определенный набор функций. Есть жизненно важные модули, например дефект-листы, транслятор, адаптивы, а есть и второстепенные - серийный номер, SMART-таблицы, логи ошибок. И неприятной особенностью винтов Fujitsu MPG было то, что для их нормальной работы должно было выполниться обязательное условие - все без исключения модули служебки должны были считаться без ошибок при старте винта. Это проверялось путем сравнения содержимого модулей с их контрольными суммами, и если они не совпадали - винт не производил разблокировку интерфейса, и оставался недоступен. Обычно модули разрушались в тот момент, когда винт обновлял их, например переписывая SMART-статистику. Если в этот момент электроника сглючивала и запись на блины прерывалась, то модуль оказывался недописан. При этом винт мог не выдавать никаких ошибок, и часто для пользователя это оставалось незаметно - ведь модуль продолжал находиться в памяти контроллера и накопитель мог нормально работать с его неиспорченной копией, до тех пор, пока не выключалось питание. А при включении винт не мог их прочитать, и не выходил на готовность. Этим и объясняется тот «странный» факт, что эти винты в основном умирали при включении. Отчего же происходили все эти неприятности? Долгое время ремонтники обвиняли во всем микросхему HA13627, которая очень сильно нагревалась при работе, и иногда вспучивалась. А ее замена возвращала винт в рабочее состояние. Но вскоре выяснилось, что она здесь не причем - отремонтированные винты Fujitsu снова начинали жутко глючить, а в аналогичных винтах Samsung эта микросхема работала без нареканий. И еще было сделано интересное наблюдение - винты Fujitsu помирали даже от простого хранения на складе! Тогда и были проведены тщательные исследования, что и выявило истинную причину всех неполадок - нарушение технологии пайки элементов платы. Оказалось, что почти на всех заводах по сборке этих винтов применялся какой-то очень агрессивный флюс, который не удаляли с монтажа после сборки платы. Со временем он разрушал паянные соединения выводов деталей с медными дорожками платы, а нагрев микросхем способствовал этому. Особенно страдал от этого многофункциональный чип Cirrus Logic CL-SH8671-450: испаряясь, флюс проникал сквозь поры платмассового корпуса этой микросхемы, со временем выводя из строя ее кристалл, и начинались глюки. Но основной причиной был именно обрыв выводов - между ними и дорожками платы образовывалась оксидная пленка, и электрический контакт нарушался. И именно этим объяснялись все «мистические» явления, происходившие с этими хардами: тепловые и механические воздействия приводили к временному восстановлению контакта, и винты ненадолго оживали. Такие накопители подлежат ремонту путем отпайки микросхемы и тщательной промывке платы от остатков заводского флюса, после чего чип припаивается на место. Процент успешного восстановления довольно велик - теоретически это останавливает разрушение платы, и винт после этого может работать без поломок.
Поделиться42008-09-02 15:37:04
3. Практические советы Если вы являетесь «счастливым» обладателем винта Fujitsu MPG, то постарайтесь соблюсти следующие рекомендации: 1) Если ваш винт AT-серии, проверьте, не нуждается ли он в обновлении прошивки, и при возможности обновите ее. «Перешивка винта» и это обновление его микропрограммы. При этом переписывается кусок исполняемого кода на блинах, а иногда и микросхема Flash-ROM на плате контроллера. Весь процесс занимает несколько секунд, и не влияет на состояние хранимой на винте информации. Тем не менее, при ее выполнении нужно соблюдать те же меры предосторожности, что и при перепрошивке любого другого устройства и снять все разгоны, проверить надежность подключения шлейфов, если есть UPS - запитать комп через него. Фирменные прошивальщики Fujitsu создают загрузочную дискету, которая может стать слабым звеном, поэтому ее поверхность желательно проверить «Диск Доктором». Если ваш винт определяется в BIOS неверно, с крякозябрами или не определяется вобще, существует небольшая вероятность его восстановления после этой процедуры. Внимание! Все что вы делаете, вы делаете на свой риск. Автор не несет никакой ответственности за любые последствия этих, и описаных ниже, действий! 2) Если винт не видится BIOS-ом, но раскручивает блины и внимательно прислушайтесь к его звукам сразу после включения - это позволит оценить, разрушена ли служебная информация или нет: хард с исправной служебкой должен издать звук типа «тынц-тррррр», а с разрушеной - «тынц-пауза-тик-тик-тик-тик». Если у вас второй случай - можно попробовать перешить хард фирменной утилитой, и если это не поможет - отнести к квалифицированному специалисту. Надеется на то, что винт оживет сам в данном случае бесполезно - нужно обратиться к ремонтнику, который восстановит служебную информацию, например переписав разрушеные модули с другого винта. 3) Если ваш накопитель еще живой, внимательно присмотритесь, не горит ли лампочка индикатора HDD (на системном блоке) непрерывно, или как-то странно. Длительное непрерывное ее свечение при отсутствии дисковой активности свидетельствует о намечающихся неполадках в контроллере, и такой винт лучше не использовать для хранения важных данных. 4) На микросхему HA13627 желательно установить радиатор, или охлаждать целиком всю плату вентилятором. Правда, это не устраняет первопричину подыхания винтов, но вероятность его поломки немного снижает. Если винт начал щелкать, немедленно выключите его и отнесите в ремонт. 6) Если блины не раскручиваются, или останавливаются при работе - постарайтесь не включать винт лишний раз: винт может ошибочно распарковать головки и поцарапать ими поверхность. 7) Если служебная информация у винта исправна, о чем свидетельствует нормальный звук рекалибровки, то есть большая вероятность снятия инфы с такого харда. Для этого можно попробовать дать винту полежать пару дней, затем включить и если он определился в BIOS - бегом сливать данные. Засовывать винт в холодильник не надо, ибо от холода образуется конденсат, который испортит его. Можно попробовать подключить его на разные каналы IDE, попереключать перемычки master/slave, отключив другие IDE устройства - как ни странно, но иногда помогает. Только обязательно выключайте питание харда, не отключая IDE-шлейф, перед каждой попыткой определить его в BIOS - это вызывает перезапуск служебной микропрограммы винта, что повышает вероятность успеха. Можно положить винт на ровную поверхность платой вверх, и слегка нажав на микросхему Cirrus Logic, попробовать переопределить винт, выключив и снова включив питание компа. Только не надо дотрагиваться руками до выводов микросхем и других деталей - может возникнуть короткое замыкание и винт сглючит.
Поделиться52008-09-02 15:37:25
Если все эти действия не помогают, а ремонтных мастерских поблизости нет, можно попробовать более экстремальные методы: найти исправную плату от такого-же винта, и аккуратно перепаять микросхему Flash - ROM с родной платы на исправную. Это можно сделать паяльником с расплющенным жалом (а перед этим желательно поэкспериментировать на других ненужных платах). В качастве флюса используйте спиртовой раствор канифоли. Ни в коем случае не надо пытаться отпаивать микросхемы газовым паяльником и другими «народными» способами. Это приведет только к порче содержимого ПЗУ от перегрева! Так что по возможности обратитесь к специалистам. Помните: каждому гермоблоку у винтов Fujitsu серии AT, должна соответствовать своя «родная» микросхема ПЗУ, и путать их нельзя! К сожалению, в последнее время появились случаи безвозвратной порчи этих винтов недостаточно опытными ремонтниками - они переписывают служебную информацию новой, не сохранив старую «прошивку», что ведет к потере адаптивов. А с чужими адаптивами эти винты восстановить не удастся, так как у них отсутствует selfscan, и сами их создать они не могут - винт поле таких «ремонтников» обычно летит в мусорное ведро. Поэтому обращайтесь только к проверенным ремонтным организациям, особенно если на харде осталась ценная информация, и всегда требуйте сохранения старой прошивки. Это обязательное условие для любого грамотного ремонтника, и если он игнорирует его, то и доверять ему не стоит. Примечание: на данный момент нами найден способ восстановления адаптивных настроек винчестера. Причём не методом подбора, а методом при котором винчестер сам настраивает адаптивы в соответствии с особенностями своей механики. 8) В настоящее время фирма Fujitsu официально признала свои ошибки, и начала потихоньку отзывать эти харды. И если ваш винт еще на гарантии, то попробуйте обратиться к продавцу - не исключено, что его заменят на что-нибудь более надежное. Не стоит пренебрегать мелочами: случай с винтами Fujitsu наглядно показал нам, как банальная ошибка может убить любые, даже самые совершенные разработки. Но как известно, не совершает ошибок только тот, кто ничего не делает. А Fujitsu делает много хороших вещей. Кто знает, может быть отремонтированные винты MPG серий, благодаря своей классной механике, даже через много лет остануться с нами, продолжая радовать стабильной работой? Интересные факты: 1. Оптимальным режимом работы для винтов серии MPG является UDMA-66, а не 100, как заявлено производителем. Перключалку режимов DMA можно скачать по адресу: http://www.fcenter.ru/Drivers/HDD/FUJITSU/UATA66/fuji-udma100c.zip 2. У этих накопителей очень хорошая механика, а бэд-блоки бывают в основном логические (софт-бэды). 3. Для диагностики и обслуживания винтов Fujitsu существует малоизвестная утилита IDE Faltool, которую почему-то убрали с официального сайта. Программа позволяет скрывать бэд-блоки и даже просматривать заводской дефект-лист на любых моделях Fujitsu в графическом режиме. Выглядит это очень прикольно, в чем вы можете убедиться, скачав эту прогу отсюда: ftp://ftp.nonolet.ru/Drivers/TestSoft/HDD%20Tests/Fujitsu%20Diagnostic%20Tool/ide_faltool_ver4_3.exe 4. Есть партия этих винтов, на наклейке которых написано не «Fujitsu», а «Fujitsu Limited». Вероятно, они сделаны на другом заводе, и в ремонт почти не попадают. (просто их мало завезено в Россию - прим. OneHalf 5. У винтов Fujitsu MPG - разная плотность записи, поэтому MPG3409 работает намного быстрее, чем, например, MPG3204. 6. В большинстве случаев SMART этих винтов не способен предсказать их гибель. Он остается в норме даже после начала глюков.
Поделиться62008-09-02 15:37:45
7. Полезно почитать также вот эту статью Дмитрия Постриганя (maysoft) о проблеме Fujitsu MPG.
Не только MPG
Описанные проблемы есть и у более ранних винтов Fujitsu - серии MPF, хотя это проявляется не так часто. Причина та же - нарушение технологии пайки микросхем на заводе. Неисправный винт обычно стучит головками при включении или после прогрева, а иногда вообще не запускается. Такой глюк лечится пропайкой выводов микросхемы Cirrus Logic, причем крайне желательно снять ее совсем, и тщательно удалить остатки заводских химикатов из под нее и с ее пласмассового корпуса, чтобы дефект не повторился снова.
Перепрошивка
Почему же фирменная утилита для перепрошивки отказывается работать с некоторыми неисправными винтами? Ответ прост: эта программа, прежде чем писать микрокод, пытается получить паспорт диска. Это сделано для того, чтобы не залить служебку от Fujitsu в винт другой фирмы или модели, для которого она не предназначена, и тем самым не испортить его. И если программе не удастся прочитать паспорт, то она решит, что ей подсунули чужой винт, и просто отвергнет его.
Почему винт хрюкает?
Отличительной особенностью винтов серии MPG является то, что они выполняют термокалибровку во время работы. Это происходит 2-3 раза в час, и при этом хард издает звук позиционирования головок, как при включении. Это не является неисправностью винта или блока питания, и абсолютно нормально.